Джеймс джойс. Сборник рассказов "Дублинцы".
Сборник из 15 рассказов молодого Джеймса Джойса, впервые опубликованный в 1914 году. В рассказах в импрессионистической манере изображена жизнь дублинцев средней руки. Некоторые из персонажей впоследствии будут введены автором в роман "Улисс".
В литературной критике утвердилось мнение, что в рассказах сборника покинувший Ирландию писатель стремился вскрыть не только причины, побудившие его уехать, но и предугадать свою судьбу, останься он на родине. Дублин предстаёт в книге как "Кладбище душ", которые по - чеховски стремятся вырваться из душного мирка повседневности, но оказываются скованными социальными и психологическими путами. Автор устраняется из текста, позволяя читателю самому делать заключение об увиденном. Выделение отдельных виньеток повседневной жизни в рассказы и их сопоставление позволяют судить о психологической или нравственной подоплеке того или иного эпизода.
В "Дублинцах" преломилось увлечение начинающего писателя сочинениями Ибсена, Флобера и Мопассана, опосредованных, по мнению Д. мирского, влиянием ирландского натуралиста Дж. О. мура. "Джойс Выступает в Своих Рассказах, как Последователь Школы Французов, Писатель Школы Флобера и Мопассана".
Сборник появился благодаря заказу поэта Джорджа Расселла, летом 1904 года попросившего Джойса написать для журнала "Ирландская Усадьба" произведение, которое можно было опубликовать "не возмутив читателей". Три рассказа ( "Сестры" (первый вариант), "Эвелин", "после гонок") появились в журнале под псевдонимом Стивен дедалус и произвели на читателей столь неблагоприятное впечатление, что редактор просил Джойса ничего больше не присылать.
Уже тогда Джойс предполагал, что рассказы не будут отдельными произведениями, а войдут в сборник, объединенный одной общей темой. Первоначально предполагалось, что сборник будет составлен из десяти рассказов, но так как с публикацией книги долгое время ничего не получалось, окончательный её вариант включал уже пятнадцать рассказов. Последовательность их не случайна: автор распределил их по разделам с условными названиями "Детство", "молодость", "зрелость", "общественная жизнь", но в последнем варианте книги разделы не указаны.
Наибольшей известностью из рассказов сборника пользуется заключительный, "Мертвые", в котором приводятся в фокус разбросанные по остальным произведениям темы и мотивы.
"Мертвые".
"Мертвые" - повесть Джеймса Джойса, завершающая сборник "дублинцы". Считается шедевром англоязычной новеллистики XX века. В "Мертвых" писатель развил центральные темы западноевропейской прозы столетия: отсутствия понимания между людьми, одиночества, осознания своего места в окружающем мире.
Повесть объединяет в себе мотивы всех рассказов сборника, однако в более тонкой и сложной трактовке. Ее основная тема - невидимая, но прочная связь мертвых и живых - отсылает к "Сестрам", первому рассказу цикла.
Метафоре, завершающей "Мертвых", литературоведы дают различное толкование. В Ирландии, засыпаемой снегом, видят и символ объединения живых и мёртвых, и Дублина с Западом страны, где, по мнению сторонников ирландского возрождения, жили истинные носители гэльской культуры, но также и образ паралича, охватившего всю страну.
Аудиокнига:
Год выпуска: 2010 г. исполнитель: Александр котов, Александр Клюквин.