Маникюр

Лучшие идеи, мастер-классы, подробные уроки. Все виды маникюра только у нас

Много букв, но апс рекомендует!

17.07.2017 в 18:28

(Репост).
Женские штаны.


Почему-то совсем болезненный вопрос для наших православных: можно ли женщинам ходить в храм в брюках, а также, можно ли им ходить в брюках вообще. Лишь в том случае, если вы православная, не первый год воцерковленная женщина, ваш гардероб непременно изобилует "Обеднешными" нарядами: юбками - макси, длинными свободными сарафанами и платьями, а уж накопление в шкафу разнообразных платков принимает масштабы стихийного бедствия

Много букв, но апс рекомендует!. Прихожанки, посещающие богослужения постоянно, обычно не задают себе вопросов о том, почему сложилась именно такая женская церковная "Униформа": "так принято", "такое все православные в храм надевают". Лишь когда кто-то из наших знакомых собирается посетить православный храм впервые и обращается к нам за консультацией по "Тряпичному Вопросу", мы начинаем задумываться о смысле: а почему именно длинная юбка? Почему платок? Почему брюки на женщине могут вызвать волну возмущения?
В наше время при входе в некоторые храмы можно увидеть объявления типа "Женщинам в Брюках Вход Воспрещен". С точки зрения миссии это просто чудовищно. В переводе на русский язык это объявление означает: "нам не нужны обыкновенные современные женщины, каких сейчас большинство. В нашем храме не место ищущим, интересующимся, новоначальным. Мы открыты только для тех, кто давно воцерковлен и успел изучить все тонкости приходского этикета".

Можно ли назвать длинную юбку и платок традиционной русской одеждой? К русскому народному костюму они совершенно точно не восходят корнями. Внимание! Только в том случае, если вы посетите этнографический музей и рассмотрите там сохранившиеся в сундуках чьих-то прабабушек сарафаны, поневы и рубахи разных губерний, то убедитесь, что народные костюмы отличают совсем другие характеристики. Народные костюмы ярки и многоцветны, украшены различными декоративными орнаментами. Головы покрывает отнюдь не только платок, а различные сложные женские и девичьи головные уборы: кокошники, кички, повойники. Ничего общего это не имеет с тем, что сегодня принято считать "Церковной Униформой": серо-коричневыми синтетическими юбками на резинке производства Китая или Турции с ближайшего вещевого рынка и нейлоновыми платками (оттуда же эти шедевры кропотливого ручного труда.

Современная "Длинноюбочно - Платочная" околоцерковная культура зародилась отнюдь не в результате массового прихода в церковь после празднования в 1988 году тысячелетия крещения Руси. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура "Церковных Людей" с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета "старцев" выше епископата, осуждение власти как "беззаконной", "антихристовой", неприятие "мирской", особенно европейской, культуры.
Новообращенные православные христиане конца прошлого века "Подарили" церковной культуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую.
Действительно, это казалось самым простым способом достижения "Высокой Духовности": стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком "внахмурку", намотать на запястье четки, и желательно поизношеннее, "намоленнее" - и "церковная среда" с радостью признает вас своей, "знающей", вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути. Беда в том, что принадлежность к такой церковной среде, тщательное следование всем ее штрихам и нюансам, зачастую служит подменой подлинной духовной жизни, покаянной работы над собой. Рано или поздно приходят настоящие, "Взрослые" искушения, от которых не поможет ни юбка в пол, ни очи долу, ни показное чтение акафиста нараспев. И тогда у человека, по неопытности, велики шансы сломаться, вовсе потерять веру, потому что такая культура не умеет лечить греховные язвы, а только прикрывает их платочками.

Убежденные "Брюкоборцы" любят цитировать отрывок из второзакония, запрещающий христианам носить одежду противоположного пола: "на женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред господом богом твоим всякий делающий сие" (втор. 22: 5. но все же, ношение женщиной брюк не является грехом. Данный текст говорит нам, что женщина не должна посягать на права и обязанности мужчины. Одежда здесь упоминается иносказательно, вроде грубоватого русского выражения "в Чужой Шкуре". Дело в том, что во времена ветхого завета мужская и женская одежда совсем не отличались, разве что, женская одежда иногда была из ткани лучшего качества. Ведь изготовление одежды было занятием женщин. Одежда состояла из нижней - длинной рубахи ниже колен, и верхней - плаща, представляющего собой квадратный или прямоугольный кусок материи с прорезью для головы. В Библии этот плащ милоть называется. Плащ в пути обязательно поясом прихватывался. А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что я повелю тебе" (иер. 1: 17.

Выходит, на самом деле совершенно никакого препятствия нет. Потому что запрещено то, что запрещено канонами. А каноны ничего про брюки, естественно, не говорят. И не только в канонах, но и вообще в святоотеческом учении никаких запретов не усматривается. Называть "Мужской Одеждой" то, что является у современных женщин повседневным вариантом по умолчанию, мягко говоря, странно. Вы же не принимаете женщину в брюках за мужчину и не просите ее, извините, пройти в мужской туалет? Не всегда женские брюки мужской одеждой являются. Зачем-то ведь в магазинах оговаривают такую подробность наименования одежды под названием "Брюки", как "мужские" или "женские". Вряд ли в здравом уме мужчина оденет те брюки, в которых ходит женщина. А смысл языческих ритуальных переодеваний, против которых, собственно, и были составлены соборные правила, заключался в том, что женщина выглядела как мужчина и играла его роль.
Однако есть канон, на который иногда ссылаются, чтобы запретить женщинам ходить в брюках на богослужение: канон шестого вселенского собора, который запрещает женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам - носить женскую одежду. Из текста этого канона совершенно понятно, что запрещая носить одежду другого пола, он запрещает трансвеститство, которое является половым извращением. Можно также вспомнить, что когда этот канон принимался (в 692 году), мужчины носили такую одежду, которую сегодня приняли бы за женское платье. Какое отношение этот канон имеет к брюкам, когда мы прекрасно знаем, что сейчас это нормальная женская одежда?

Не следует ругать женщин, которые приходят в церковь в брюках и с непокрытыми головами. Мы не можем выдавать юбку за какой-то важный вероучительный атрибут. Конечно, существует церковная традиция ношения в храм какой-то определенной одежды и надо эту традицию по возможности уважать. Но в то же время, если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо ей указывать на это. Неправильно ставить во главу угла внешний вид, а не состояние души прихожанок православных церквей. Нужно просто поговорить, объяснить, что у нас в церкви есть такая традиция - женщины ходят с покрытыми головами. В древности головной убор носили замужние женщины - это был показатель ее семейного статуса, что у нее есть муж, и приключений она не ищет. Понятно, что и в церковь ходили так же. К девушкам это не относилось, а тем более к маленьким девочкам. Сейчас символ семейного статуса - обручальные кольца. Но традиция одевать платок, входя в храм, осталась повсеместно. Вообще, данная традиция - не универсальная. Например, в дальнем зарубежье она не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку - для нее это значит, что она должна выглядеть как мусульманка. Во Франции женщины не носят юбки вообще, они ходят только в брюках. Так что же, нам отказаться от наших французских прихожанок ради того, чтобы они ходили только в юбках? Прежде всего следует обращать внимание на духовное состояние человека - зачем он пришел в церковь, что его привело, а не на то, во что он одет и как выглядит.

Представим такую ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма и у нее появилось желание зайти. Но тут уже другая мысль остерегла ее: "ты не так одета! Тебе туда нельзя! Вопрос: какая из этих мыслей от бога, а какая от лукавого? Кто позвал эту женщину в храм, а кто - отпугнул? Конечно же, мысль о посещении храма была от господа, а другая, пугливая мыслишка, пришла "Слева". Так зачем же нам - то становиться союзниками этого "Левого"? И еще нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю - меня терпят. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут - господь. Он нас к себе позвал. Нормы приличия в православной церкви предполагают аккуратность и целомудрие во внешнем виде. Но юбка до пят и платок на глазах вовсе не идеал внешнего вида христианки. Что касается длины, цвета и фасона одежды, тут выбор полностью остается за вами. Стоит, конечно, учитывать, что слишком открытые, прозрачные или облегающие наряды не соответсвуют понятию "Целомудрия". Но вы вполне можете надеть юбку до колен, кофточку с рукавами до локтя, а на голову накинуть легкий шарфик или платок, никто не запрещает и береты, шляпы и простые шапки.

Теперь о косметике. Косметика евангелием … предписывается: "А ты, Когда Постишься, Помажь Голову Твою и Умой Лице Твое" (Мф 6, 17. Считалось, что красивые волосы - это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это, конечно, не косметический совет. Это совет духовный. Наша Вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком уж старательно подчеркивать нашу инаковость: ходить в черных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки и т. д. значит, если в твоем окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия (нормы) в той среде, где живет и работает христианин, - то не стоит нарочито из нее выламываться. Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример - святая страстотерпица императрица Александра Федоровна. Для нее косметика была не выбором, который она сделала вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции. Это была форма послушания, а не бунта. Императрица - лицо России. И это было лицо, обращенное к Европе. Европейцы не прочь были позубоскалить на тему русской "Татарщины". Что ж, тем более первая семья России должна была даже в мелочах показывать, что европейские стандарты культуры и даже моды России не чужды, и разговаривать с нами надо как с равными, а не как с близлежащей колонией ….

Бог взирает на сердце, а не на пудру. Так что важен мотив "Окосмечивания". Да, церковь отрицательно относится к таким изменениям внешности, которые призваны делать человека более привлекательным. Но представьте себе обычную школьную учительницу. Она вытаскивает себя из постели на полчаса раньше и почти не приходя в сознание, "на Автомате", перед зеркалом, в которое в такую рань глаза еще не хотят смотреть, "работает над образом". Неужели она это ради своего удовольствия или ради флирта делает? В школе - то у нее только один мужик, да и тот военрук - пенсионер … ясное дело, не за ним она идет ухаживать и не его идет поражать своим внешним видом. Просто в ее среде так принято, и она не хочет выделяться. Лишь в том случае, если мотив такой, то нет греха в ее нищей косметике. Она просто исполняет часть своего профессионального долга, ей нужно "Быть в Форме". "В пользовании косметикой также нет ничего греховного, - говорит патриарх московский и всея Руси Кирилл, - если она подчеркивает красоту вашего лица. Церковь осуждает лишь излишества, которые могут проявляться в любой области человеческой жизни".

После воссоединения с русской православной церковью заграницей у нас открываются новые возможности обогатиться наследием русской эмиграции. Во многих русских семьях, живущих на Западе, из поколения в поколение передавались традиции домашнего празднования рождества и пасхи, постной кулинарии, молитвы и чтения с детьми - те крупицы, из которых складывается единое целое православного бытового уклада. Сохранился в РПЦЗ и дворянский вариант "Униформы" для похода в храм: если вы придете на воскресную литургию в русский храм в Париже или в Ницце, то увидите, что большинство прихожанок будут одеты в строгие английские костюмы преимущественно светлых тонов и шляпки, часто с вуалью.
Кровью мучеников утверждается святая церковь, духовное возрождение нашего отечества сейчас совершается по их молитвам. И мы должны хорошо понимать, что их предстательством господь дает нам возможность строить церкви, монастыри, издавать книги. Но строя храмы, мы не должны забывать о людях, приходящих в эти храмы. Золочение куполов и украшение внутреннего убранства церкви необходимо, но не должно стать важнее живого общения с паствой. В некоторых храмах при входе можно увидеть уже целые списки запретительных мер: нельзя женщинам приходить в храм в брюках, обязательно платочек должен быть, нельзя то, нельзя это … но ведь люди в храм к богу приходят, а не к нам лично. И наша задача - помочь им, поддержать, объяснить что-то, но ни в коем случае не мешать. Начинающего ходить в церковь одежда вообще не должна смущать. Одежда, поведение в церкви - это своеобразная церковная культура. А поэтому нельзя ее сразу навязывать. Пусть человек сначала походит в храм, помолится. В конце концов, он сам все поймет. Приобщение к высокой культуре так и происходит: в театр сначала приходят в джинсах, а потом уж, смотришь - человек надел костюм. Так что православная традиция - живая, в ней найдется место и этническим мотивам, и дворянским шляпкам, и всему, что красиво и добродетельно.