Маникюр

Лучшие идеи, мастер-классы, подробные уроки. Все виды маникюра только у нас

Свет уполномочен заявить.

23.06.2017 в 00:55

Во времена, когда по паркету переминался "Светский лев", а понятие "денди" еще даже не было одомашнено словарем русского языка, в ареале обитания высшего общества Xviii - XIX вв. Уже значились свои "Места Силы", бренды - тренды и кареты с двумя рядами "мигалок". О том, как много у нас общего, даже если это общее, на первый взгляд, кардинально отличается.
Свет уполномочен заявить.
Исторически, привилегированные сословия получали статус и финансовые дивиденды по итогам "Общественного Договора" - взамен несения службы на царя - батюшку и во благо отечества. "Обратной Связью" во дворец от сиятельных вельмож летели письма, вроде того, что граф Михаил Воронцов писал Елизавете: "мы все верные ваши рабы без милости и награждения вашего императорского величества прожить не можем. И я не единого дома фамилии в государстве не знаю, который бы собственно без награждения монаршеских щедрот себя содержал". А что - альтернативных возможностей получения финансовых благ сжатыми темпами тогда, собственно, не было: эффективность ведения сельского хозяйства в нравы не вошла, то же с предпринимательством.
Ключевой индикатор богатства - не Forbes, а количество крепостных и земель. Например, екатерининский приближенный князь Григорий Потемкин лишь за два года получил 37 тысяч душ - целый уездный город.
Обязательность для высшей знати гражданской и военной службы закрепил Петр I. а уже Петр III ее отменил "Манифестом о Вольности Дворянству". Однако по факту таких вольностей, как свободный от службы график молодые люди в подавляющем большинстве себе не позволяли. Это было не модно.
Самой престижной считалась военная служба. Как пишет культуролог Юрий Лотман, военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное объяснение, например, болезнь или физический недостаток. Большинство штатских чиновников или не служащих дворян имели в своей биографии хотя бы краткий период, когда они носили военный мундир. Достаточно обратить внимание на окружение Пушкина, чтобы убедиться - лишь единицы никогда не носили мундира.
Правительство также весьма отрицательно смотрело на "уклониста". Екатерина II, прочитав в показаниях арестованного Новикова, что, прослужив всего шесть лет, он вышел в отставку 24 лет от роду поручиком, раздраженно писала: "Можно Сказать, что Нигде не Служил, и в Отставку Пошел Молодой Человек, Следовательно, не Исполнил Долгу Служением ни Государю, ни Государству".

Но, несмотря на богатство и род деятельности, чтобы тебя приняли в обществе, нужно быть, как бы сейчас сказали, еще и рукопожатным, а тогда - Comme il Faut - благовоспитанным. И поскольку это неписаные правила - понятия, хоть и совсем другого порядка, - соблюдались они неукоснительно. В противном случае можно было быстро схлопотать емкий эпитет к своей визитной карточке, как это произошло с героем толстого. "Пьер был неуклюж … он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное …. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома", - такой вердикт был вынесен Пьеру Безухову после его первого выхода в свет.

Чужого от светского хищника высшая знать отличала с полуслова и полуоборота. Кратко, четко, самокритично эти признаки описаны у Льва толстого и находят подтверждение в "Евгении Онегине" Александра Пушкина. Итак, четыре правила.
Первое и главное различие благовоспитанных от неблаговоспитанных - в отличном французском языке и особенно в выговоре. В народе говорили: язык может до Киева довести. Знати и "Подающим Надежды" нужно было до гостиных приличных домов и Киева, и Москвы, и (особенно желательно) Петербурга. "Человек, Дурно Выговаривавший По-французски, Тотчас же Возбуждал во мне Чувство Ненависти", - так размышлял шестнадцатилетний герой повести "юность".

"Знание Французского Языка Служит как бы Пропускным Листом для Входа в Гостиную"хорошего тона". Он часто решает о вас мнение целого общества и освобождает вас, если не навсегда, то надолго, от обязанностей проявлять другие, важнейшие права на внимание и благосклонность публики", - вспоминал действительный член академии наук, историк литературы и цензор Александр Никитенко. Как сын крепостного, он сам далеко не сразу был допущен из светских сеней в большие залы.
Менее распространен, чем французский, был немецкий язык. Английский, к слову, тогда знали совсем немногие. Уже в сочинениях следующих поколений будет иронично подмечено, что-то была "Эпоха, Когда Перо Умело Строчить Одни Французские Фразы, а Самую Простую Деловую Бумагу с Трудом Могли Сочинить По-русски".
Для разночинной (межсословной) интеллигенции в Xviii - начала XIX века подобной системой распознавания "Свой - Чужой" была латынь. Приметой именно академической учености. Еще Михаил Ломоносов кричал в академии одному из своих противников: "Ты де што за Человек … Говори со Мною по Латыне" (раз не можешь - значит не ученый. Аристократия, да и вообще, все желавшие поступить в университеты, тоже должны были знать латынь - но глубина этих познаний могла закончиться на уровне гимназических "Читаю со Словарем".
Вторым условием были ногти, длинные и чистые. "Быть Можно Дельным Человеком и Думать о Красе Ногтей" - из "Евгения Онегина" слов про маникюр не выкинешь. Да, что там говорить - на известном прижизненном портрете Александра Сергеевича кипренского кисть поэта запечатлена с длинными холеными ноготками. Утверждается даже, что на мизинец, где был особенно длинный и красивый ноготь, "Солнце Русской Поэзии", ложась спать, надевал специальный чехольчик, дабы не сломать этот предмет особой гордости.
Третье условие - умение кланяться, танцевать и разговаривать. Екатерина II на вопрос фонвизина: "отчего у нас не стыдно не делать ничего? "- Отвечала: "…В Обществе Жить не Есть не Делать Ничего".

Реверанс, постановка корпуса, искусство светской беседы и многозначительного молчания - всё не случайно. Все на своем месте. И место это четко будет указано самым простым движением. "…Вошел массивный, толстый молодой человек … этот молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне", - так, со сдержанным оптимизмом общество встретило Пьера Безухова.
Искусство этих точных и непринужденных поклонов, как и свойственно экспромтам, было тщательно подготовленным и вырабатывалось в результате длительного обучения.
Относительно поклонов, танцмейстер Людвиг петровский в своей книге "Правила для Благородных Общественных Танцев" писал: "при появлении в обществе незнакомца прежде, нежели узнают о его достоинстве, обращают внимание на вид его и движения. … человек благовоспитанный сам знает, где и какой поклон сделать должно. От тех, которые никогда не обращали внимания, как прилично ходить, сидеть, кланяться, ничего приятного ожидать нельзя".
Танцевальная муштра лет с начиналась 5-6. Для детей даже устраивались отдельные балы. Длительные тренировки под руководством профессиональных специалистов вырабатывали в благородном подопечном рефлексы светской группировки в нужные позы, навыки уместных поклонов и вообще развивали умение непринужденно чувствовать себя в любой ситуации. Разночинец не был посвящен в тайны этого искусства, поэтому, попадая в светское общество, чувствовал себя "без Языка", преувеличенно неловким.
Четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки. Эту же отстраненность и утомленность суетным мы видим у Евгения Онегина. В конце 1810-х - начале 1820-х гг. на поведении франтов начала сказываться "Аглицкая" мода, требовавшая "странного". Она с бытовыми клише романтизма совпадала.

В отличие от петиметра Xviii в. - подражателя французскому высокомерному щеголю - русский денди пушкинской эпохи культивировал не утонченную вежливость, искусство салонной беседы и светского остроумия, а шокирующую небрежность и дерзость обращения. Я с завистью смотрел на них и втихомолку работал над французским языком, над наукой кланяться, не глядя на того, кому кланяешься, над разговором, танцеваньем, над вырабатываньем в себе ко всему равнодушия и скуки, над ногтями, на которых я резал себе мясо ножницами, - и все-таки чувствовал, что мне еще много оставалось труда для достижения цели …", - резюмирует герой не нашего времени в повести "Юность".

История давней российской дружбы с Breguet, Mo? t и Veuve Clicquot - отлита в золоте, обмыта игристым и увековечена в классике. Еще в самом начале XIX в. эти бренды разглядели в загадочной русской душе и масштабном рынке огромные перспективы. И даже в период санкций отечественной войны 1812 года "Вдова Клико" (Veuve Clicquot) ввозилось в Россию, фактически, контрабандой. Классика.

Именно эту страсть инкриминировали Онегину - "Вдовы Клико или Моэта Благословенное Вино". Мол, дорогое импортное вино он пьет стаканами. И это пока степенные соседи употребляют напитки домашней фабрикации: наливки, яблочную и брусничную воды. Заквашивали их дрожжами, хмелем, а после того как перебродят, разбавляли водкой "по Вкусу". Самостийно и патриотично.
Чтобы не пропустить званый обед у соседей и приятелей, Онегину служил швейцарец Breguet ( "Пока Недремлющий Брегет /Не Прозвонит ему Обед". Даже переменчивая мода не смогла разжать этих крепких российско - швейцарских часовых объятий. И это несмотря на то, что далеко не всегда хронометр удерживался в тренде и положительно сказывался на имидже щеголя. В комедиях Xviii века ношение часов порой и вовсе - предмет иронии:
- скажите, мистер пелэм, а вы уже купили часы у бреге.
- часы? - переспросил я. - неужели вы полагаете, что я стал бы носить часы? У меня нет таких плебейских привычек. К чему, скажите на милость, человеку точно знать время, если он не делец, девять часов в сутки проводящий за своей конторкой и лишь один час - за обедом?

Симпатия к швейцарским часам - теперь такая же классика, как страсть русских к французским нарядам. Иные светские дамы, как, к примеру, графиня Мария разумовская, готовы были почти месяц провести в пути в Париж, лишь бы добыть к важному мероприятию сущую безделицу - платьев триста из новых коллекций.
Модный отечественный адрес долгое время тоже оставался неизменным - кузнецкий мост. Менялись поколения, тренды и маршруты, но, как фен - шуем заговорённый район, из моды не выходил. Здесь были сосредоточены французские лавки "Аме, Арман, Венсен, Моро, Пансмаль, Шальме, Шеню и пр." число их было очень велико, а состав постоянно менялся.
А вот духи в российской империи вошли в моду значительно позже, чем в Европе. В начале XIX в. они еще у нас новинкой считались. Впрочем, и ванну принимать там было принято намного реже: Людовику XIV приписывают фразу, что настоящий француз моется только два раза в жизни - при рождении и после смерти.

В российскую парфюмерную моду первыми, еще при Екатерине II, явились "Амбровые Яблоки" - род Саше (считались предохранительным средством от чумы и других эпидемических болезней), потом - кармская мелисная вода и лавандовая настойка. Модный итальянский парфюмер меркурио франжипани пристрастил дам к первым духам с претенциозным названием "Вздохи Амура" и "франжипан". Более привычный отечественному слуху одеколон оказался и впрямь модным трофеем, появившимся после похода наших войск на Францию.
Из "Салонных" уходовых процедур предпочитали телятину и отвары. Живший в XIX веке писатель Михаил пыляев насобирал таких историй на целый сборник о "Замечательных Чудаках и Оригиналах". Итак, в числе косметических средств наши красавицы - прабабушки употребляли для лица следующие простые вещи: для мягкости кожи обкладывали лицо на ночь парной телятиной; от веснушек натирали лицо раздавленными сорочьими яйцами; для гладкости и белизны употребляли дынное семя, тертое с бобовой мукой, также огуречное молоко; прыщи с лица сводили отваром травы иссопа; для восстановления своей увядшей телесной красоты брали молочные и земляничные ванны. Для белизны лица барыни натирались свинцовыми белилами, румянились, получаемой из насекомых, кошенилью и даже втирали в лицо бодягу.

Аристократия и ей сочувствующие ездили, во-первых, очень быстро, во-вторых, в каретах, в-третьих, с мальчиками - форейторами, которые соревновались в силе голоса. У русской знати допетровских времен признаком важности пассажира считалась медленная езда. В Xviii в. возобладала общеевропейская "Щегольская" мода очень быстрой езды по людным улицам города. Правда, это не означало своевременного прибытия. Как приведено в модном романе того времени, "Если Человек Достоин Того, Чтобы его Пригласить, он, Разумеется, Достоин и Того, Чтобы его Подождать".
Отдельная история - модели транспортных средств, количество впряженных "Лошадиных сил" и тюнинг.
Карета - основное средство передвижения в Xviii - начале XIX в. это еще и роскошь, и мерило социального достоинства. В основе такой философии - петровская "Табель о Рангах", которая требовала, "чтоб каждый экипаж … имел, как чин и характер его требует". Ко времени Екатерины II стоимость карет некоторых вельмож равнялись населенным имениям. В пушкинский период содержание собственной кареты с лошадьми и кучера тоже было очень дорого. Поэтому зачастую их просто нанимали. Бренд - мастера, роскошный декор и представительность обслуживающей комфорт и амбиции свиты - все это, естественно, определяло статус выезда. Даже количество фонарей (один или два) или факелов кареты свидетельствовало о важности седока. В 1820-е гг. "Двойные Фонари" - признак лишь дорогой, щегольской кареты.

Когда вельможа отправлялся в путешествие на казенных лошадях - "на Перекладных" - количество "лошадиных сил" выдавалось тоже по чину и званию. Так, неслуживший (как Онегин) или чиновник 13-го класса имел право лишь на трех лошадей; особы 1-го класса - на 20 лошадей, 2-го - на 15, а 3-го - на 12. От того же "Политеса" зависела и очередь обслуживания. Обычному путешественнику часто приходилось просиживать на станциях долгое время в ожидании лошадей. Все строго по табели о рангах и протоколу: пустилися к нему купцы на бегунах, художники (ремесленники) пешком, приказные в санях, особы классные в каретах и колясках и на извозчиках различны лица … Полина Яковлева.

Больше информационного материала о красивом маникюре http://manikyur.ru-best.com/manikyur-v-domashnih-usloviyah/krasivyy-mani...